|
Вы здесьБиография Федин Константин Александрович (1892 - 1977), прозаик. Родился 12 (24) февраля 1892 года в Саратове в семье торговца-писчебумажника, поэта-самоучки. Детские и юношеские годы прошли в Саратове. В семь лет поступил в начальное Сретенское училище, тогда же начал учиться игре на скрипке. В 1901 поступил в коммерческое училище. Осенью 1905 вместе со всем классом участвовал в ученической "забастовке". В 1907 бежал в Москву, заложив в ломбарде свою скрипку. Вскоре найденный отцом, возвращается домой, но, не желая работать в магазине отца, настаивает на продолжении образования и учится в коммерческом училище в Козлове (Мичуринск). Здесь благодаря преподавателям-словесникам по-новому перечитал произведения русской литературы, найдя в них "ни с чем не сравнимую отраду". Начал мечтать о писательской работе. В 1911 поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института. Студенческие годы заполнены были уже созревшим стремлением писать литературные произведения. Первые литературные опыты Федина были опубликованы в 1913 - 1914 в петербургском "Новом сатириконе" А. Аверченко. Весной 1914 едет в Германию усовершенствоваться в немецком языке, живет в Нюрнберге, где его и застигла первая мировая война. Задержанный как гражданский пленный, был интернирован в Саксонию и жил там до самой германской революции (1918). Давал уроки русского языка, служил хористом и актером в театрах Циттау и Герлица. Попал в обменную партию пленных и 4 сентября 1918 вернулся в Москву. Работал некоторое время в Народном комиссариате просвещения. В 1918-19 Федин служил в Наркомпросе в Москве, в конце 1919 уезжает в приволжский г.Сызрань, где участвует в становлении советской печати; становится редактором газеты «Сызранский коммунар» и журнал «Отклики», печатает статьи на злободневные темы. Революционные поволжские события 1919 дали ему огромный материал для писательского труда. Осенью был мобилизован на фронт и оказался в Петрограде - в самый разгар наступления Юденича. Сначала был направлен в кавалерийскую дивизию, затем переведен в редакцию газеты "Боевая правда", где проработал помощником редактора до 1921. В 1920 состоялось знакомство с М.Горьким, который будет на протяжении всех последующих лет оказывать большое внимание и поддержку Федину, в книге «Горький среди нас» Федин расскажет о судьбе этих творческих взаимоотношений. В Петрограде (здесь Федин проживет до 1936) Федин активно занимается публицистикой, входит в литературную группу «Серапионовы братья», где противостоит разного рода формалистским, эстетским, прозападным увлечениям, исповедуя реалистические традиции русской классики. Весной 1921 года Федин назначается ответственным секретарем, а вскоре и членом редколлегии журнала «Книга и революция». В этом же году на конкурсе Дома литераторов Федин получает премию за рассказ «Сад» (история о том, как сторож бывшего господского сада неистово борется с сиротами-детдомовцами, защищая от них погибающий сад). Это событие принесло писателю большую известность. В 1923 выходит сборник «Пустырь», куда, помимо повести «Анна Тимофевна», Федин поместил несколько рассказов. Несмотря на демонстративно заявленный «пустырный» мотив, речь в этой книге шла не о «бросовых» темах, а о судьбах русского гуманизма, о положении традиционного для русской литературы «маленького человека» в революционные дни. Каждым из произведений «Пустыря» писатель предупреждал о том сложном человеческом материале, с которым встретилась революция и который не поддавался стремительному выпрямлению. Роман «Города и годы» (1924) посвящен Первой мировой войне и совершившейся революции; действие здесь лишено хронологической последовательности, события происходят то в России, то в кайзеровской Германии. Писатель смелыми красками рисовал бюргерскую Германию, угрожавшую человечеству агрессией; не менее тяжкую картину непримиримой классовой борьбы воссоздавал он и в главах о России. Усложненная композиция отражала бесстрашие художника, решившегося вторгнуться в эпицентр европейской политической жизни первых двух десятилетий XX в. В основе романа — история взаимоотношений русского Андрея Старцова, ранимого, мечущегося человека, и немецкого коммуниста Курта Ванна, отличающегося жесткой непреклонностью. Курт убивает Старцова, пошедшего ради любимой женщины на отступничество. В романе (и особенно в черновиках к роману, которые хранятся в Пушкинском Доме) звучит осуждение Старцова; но это не исключало желания автора вызвать одновременно и сострадание к герою: «Я наделил Андрея лучшим, что мне известно. Но я наделил его также самым горшим: отчаянием. Мир жесток, к несчастью». Роман был встречен с большим интересом (хотя упреки в «интеллигентской никчемности» Старцова постоянно сопровождают эту книгу), до 1937 роман ежегодно выходил из печати. Он сразу появился в изданиях Русского зарубежья и там тоже получил высокие отзывы. Наделенный большой силой, роман «Города и годы» показал, что русская литература периода революции не утратила своей способности постигать трудные противоречия земной жизни. После романа «Города и годы» Федин пишет ряд небольших произведений, среди которых в центре оказывается повесть «Трансвааль» (1926), где писатель нарисовал колоритную фигуру предпринимателя Сваакера, решившего распорядиться судьбой молчаливой (от множества несчастий) русской деревни: «Это будет Америк! Сваакер будет помогать революций делать Америк!» Обратившись к крестьянству периода революции, Федин показал, что заворожить его эксплуататорской волей не так-то просто, взнуздать его этой волей невозможно: мужики о Сваакере — «Устервился жить, подлец!». В 1928 совершил большую поездку по Норвегии, Голландии, Дании, Германии. Спустя три года, тяжелобольным, поехал в Швейцарию. Горький познакомил Федина с Роменом Ролланом. В 1928 Федин выступил с романом «Братья», где писал о том, как революция рассекала родство между людьми, в романе — между братьями Кареевыми: Никита — композитор, с его мучительными попытками найти своей музыке место в революции; Ростислав — революционер, с его бравурными рассказами о жестоких казнях, о кровопролитиях от имени революции. Братья встретились в трудном жизненном поединке; писатель позволил пережить им чувство родства—и все же разойтись, чтобы погибнуть одному (Ростислав) и услышать зов жизни другому (Никита). В сознании композитора Кареева рождается глубокое размышление (прозвучавшее неожиданно для 1920-х, занятых классовым переустройством жизни): «Он думал о родном, о повелевающей силе родного, о том, что созданное человеком создано преемством, и, если сын имеет уши, он должен слышать голос камня, положенного отцом. Это и есть родина — голос камня, положенного отцом,— и счастлив тот, кто его слышит...» На рубеже 1920-30-х Федин играет значительную роль в литературной жизни страны, он в руководстве Ленинградской писательской организации, ведет активную работу по сплочению писательских сил, выступает на I съезде советских писателей, избирается в руководящие органы СП. Федин совершает многочисленные зарубежные поездки, которые дают ему материал для нового романа — «Похищение Европы» (1933-35). Деловому миру Запада здесь противопоставляется панорама социалистической действительности. Но роман оказался наиболее схематичным из всех фединских произведений, он испытал наибольшее давление со стороны официальной идеологии. Страдавший тяжелым заболеванием легких, Федин в начале 1930-х лечился в Швейцарии в Давосе; через несколько лет после этой поездки появится самый маленький и самый поэтичный фединский роман — «Санаторий "Арктур"» (1940). Санаторий в горах населен обреченными (из-за неизлечимой болезни) людьми, которые, ценя каждое мгновенье жизни, борются за продолжение жизни. Главный герой романа Левшин наделен сложной внутренней жизнью. Он живет любовью к Родине, этим отличается от всех других в санатории, людей разных национальностей. Сильная и спокойная натура Левшина дарит поддержку и надежду тем, кто оказывается с ним рядом. В годы Великой Отечественной войны Федин был эвакуирован в г.Чистополь; там работал над книгой воспоминаний, книгой размышлений над литературной жизнью в России XX в.— «Горький среди нас» (1941-68); родственной этой явилась и книга «Писатель, искусство, время» (1957) — портреты современников Федина. В августе 1941 года студия «Мосфильм» обратилась к Федину с просьбой написать сценарий на какой-либо сюжет – по выбору автора, - связанный с событиями военного времени. И писатель немедленно приступает к работе. За месяц он создает «рассказ для экрана» «Норвежцы». Летом 1943 писатель выезжал на фронт, был на землях освобожденной Орловщины. В 1944 после снятия блокады едет в Ленинград, здесь рождается книга очерков «Свидание с Ленинградом»: «Я видел десятки европейских городов и жил в восьми столицах. Чувство гармонии, которое мне дается Ленинградом, нигде не повторялось... да, Ленинград остался со своим единством прошлого и настоящего, старый и вечный город. Но прикоснемся к его ранам». В 1942 была написана пьеса «Испытание чувств», а также ряд очерков. В военное время Федин приступил к созданию трилогии, отмеченной большим эпическим размахом,— «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947-48), «Костер» (кн. 1-я — «Вторжение», 1961; кн. 2-я — «Час настал», 1965). Повествование трилогии погружено в незатихаю-щие раздумья писателя об историческом пути России, о социально-нравственных проблемах революции. Хотя Федин отходил в трилогии от темы Европы, все здесь обращено именно к культурному, социальному облику XX в. в целом. От романа к роману писатель следил за сменой поколений, за взлетами, расцветами и затуханием судеб своих персонажей. Главные события связаны с именем Кирилла Извекова, целеустремленной, нравственно привлекательной личности. Герой проходит все испытания, выпавшие на долю его народа,— годы революции, Гражданская война, первые шаги строительства советской жизни, репрессии, война («Герои сами сложили этот сюжет, другого они сложить не могли»). В трилогии глубже всего раскрылись фединские «представления о русской земле — как о Мире, о русском народе, как о Человеке». Роман «Костер» - это роман о войне, который остался незавершенным. Федин был видным общественным деятелем, на протяжении многих лет возглавлял СП (1959-71), был членом Германской академии искусств; неоднократно получал правительственные награды, был лауреатом Государственных премий. Его произведения переведены на многие языки. Появившиеся в последние годы в печати фрагменты дневников Федина разных лет, писем раскрывают глубокие борения художника, постоянно испытывавшего на себе жесткую зависимость от официальной идеологии. «Певцом революции, победившего социализм, признанным классиком советской литературы», чьи книги «навсегда войдут в художественную сокровищницу советского общества», был назван Федин в подписанном руководителем партии и правительства и видными деятелями советской литерматуры и искусства в некрологе в июле 1977 года. Умер К.Федин в Москве.
Награды и звания
Память
Киновоплощения
Произведения писателя в библиотеке
Литература о писателе
|