«Основой жизни Елены Ивановны являлось искание творчества Духа. Описание ее героической жизни может заполнить много томов. Ее сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич были свидетелями ежедневного усиленного творческого труда Елены Ивановны. И для них, и для всех, кто близко соприкасался с нею, это духовное общение было живым утверждением великих истин. «Ее жизнь горела как живой светильник», – вспоминали сыновья. Ее чудесный облик излучал особый горячий свет, свет любви, свет знания, свет красоты, который помог многим искателям, помог всему человечеству в его эволюции. Лучшим памятником Елене Ивановне стали ее литературные и философские работы. Она мечтала, чтобы труд всей ее жизни был возвращен на Родину, в Россию, в Страну Новую. Этот завет Елены Ивановны выполнил ее младший сын - Святослав Николаевич Рерих. Великое наследие семьи привезла в Россию Людмила Васильевна Шапошникова. И 26 лет назад, 12 февраля 1993 года, на его основе открылась первая музейная экспозиция, приуроченная ко дню рождения Елены Ивановны Рерих». (Сайт МЦР).
Трудно даже представить контуры обширнейших познаний Елены Ивановны. Ее философское, литературное и эпистолярное наследие - лишь малая видимая часть сокровенных знаний, допущенных к оповещению, которое человечество будет осваивать не одно столетие. Учение Живой Этики, уникальная философская доктрина, именуемая современными исследователями Философией Космической реальности, - главный труд ее жизни. Идеями Живой Этики пронизано творчество всех представителей семьи Рерихов.
Являясь частью мировой культуры и науки, синтезом знаний древности и современности, достижений Востока и Запада, Живая Этика формирует новый вид мировоззрения - космического мировоззрения и открывает науке широкий путь к исследованию Космической Беспредельности.
Елена Ивановна Рерих известна как талантливый фотограф, собиратель и знаток старинной живописи. Серия ее фоторабот «По старине», выполненная в ходе экспедиции по древнерусским городам в 1903 году, стала уникальным документом, сохранившим облик архитектурных памятников, многие из которых были утрачены. Е.И. Рерих является автором целого ряда книг, статей и очерков, опубликованных под несколькими псевдонимами. Ей принадлежит перевод на русский язык «Тайной Доктрины», фундаментального труда основательницы Теософского общества Е.П.Блаватской.
Елена Ивановна Рерих - участница грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928) академика Н.К. Рериха, президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии, руководитель и координатор деятельности культурно-просветительских и рериховских организаций в разных странах, в том числе по продвижению миротворческих идей Пакта Рериха в мировом масштабе. География ее писем охватывает Южную и Северную Америки, Европу и Азию. Среди корреспондентов Елены Ивановны, кроме представителей многочисленных групп и кружков, в которых изучалось Учение Живой Этики, были известные деятели культуры, науки и политические деятели.
В 1999-2009 годах Международный Центр Рерихов (Москва) опубликовал полное собрание писем Е.И. Рерих, переданных Центру в 1990 году младшим сыном Рерихов, Святославом Николаевичем, вместе с другими документами, картинами, книгами, коллекциями и реликвиями семьи. Большая часть писем была издана впервые. Издание освещает многогранную деятельность Е.И. Рерих, сопровождается обширным справочным материалом и редкими фотодокументами.
Имя Елены Ивановны Рерих известно многим алмаатинцам и потому торжественное собрание, организованное и широко оповещенное Алма-атинским Культурным Центром имени Н.К. Рериха, вызвало значительный интерес в обществе.
Доктор философии, профессор Прамила Шарма (Индия), дал такую емкую оценку наследия великой русской женщины: «Труды Елены Рерих - завершенный продукт литературного гения. Это не просто труды выдающегося ученого и великого философа, но прежде всего послания просвещенного провидца, в чьем сострадательном сердце живет стремление к совершенствованию этого мира, желание донести до нас благословение высокой Истины».
Вклад Елены Ивановны Рерих в мировую культуру невозможно переоценить. В одной из своих статей Людмила Васильевна Шапошникова, выдающийся исследователь наследия Рерихов, создатель общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве и его первый генеральный директор, написала следующие строки: «Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в смысл героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем яснее проявляется и будет проявляться великий смысл содеянного ею и теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое они оставили нам, неисчерпаемо. Затронувшее во времени лишь по краю нашу эпоху, оно устремлено своими научными, художественными открытиями в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество, соединяющее миры различных состояний материи во имя эволюционного продвижения человечества, будет не исключением, а правилом. Именно ради этого страдала и тяжко трудилась великая русская женщина, мать своих сыновей и жена своего мужа Елена Ивановна Рерих».
Говоря о своем творчестве Н.К. Рерих говорил: «… под каждой их этих работ должны бы стоять два имени, одно мужское и одно женское…». Творчество Е.И. Рерих оказывало огромное влияние и на творчество Н.К. Рериха.
Их совместное творчество было так тесно переплетено, что их очень трудно разделить на два отдельных процесса. Это был воистину один большой титанический труд мирового уровня, оказывающий реальное влияние на весь процесс космической эволюции планеты Земля.
На выставке литературы, издательства Международного Центра Рерихов, представлены труды Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, работы выдающегося российского рериховеда, Вице-Президента Международного Центра Рерихов, академика Академии Естественных наук и Академии Космонавтики РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, Людмилы Васильевны Шапошниковой, повествующие о героическом жизненном пути Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, выдающихся деятелей Культуры мирового уровня, четыре действия которых, совершенных ими на протяжении своего жизненного пути, она называет эволюционными, материалы научно-общественных конференций, проходивших в Международном Центре-Музее им. Н.К.Рериха в Москве, а также журналы «Культура и время», которым на одной из крупных Международных выставок, проходивших в Москве был вручен знак отличия «Золотой фонд Прессы РФ».
На выставке репродукций работ Н.К. Рериха «Обитель Света» представлены более 40 больших репродукций. Одной из особенностей работ Рериха является то, что большинство из них представляют из себя не просто и не только отражение части какого-либо пейзажа, или сцены из жизни мифологических героев, или героев настоящего времени, но несут в себе одну из философских мыслей, иногда являясь пророческими.
Н.К.Рериха называют непревзойденным певцом гор. Но и горы в многочисленных картинах Рериха являются не просто частью пейзажа, но и символом духовного восхождения человека. Одним из наиболее ярких подтверждений этого является картина Н.К. Рерих «Ведущая». На картине изображена крутая гора и узкая опасная тропинка вверх по которой с трудом пробираются две фигуры. Впереди женская, а за ней мужская. В данной картине гора с узкой и опасной тропинкой в ней символизирует путь духовного восхождения человека и на этом нелёгком пути впереди женщина, которая ведёт за собой мужчину.
|