Минская областная библиотека им. А.С. Пушкина Минская областная библиотека им. А.С. Пушкина

Форма поиска

Вы здесь

"Горит Цветаевский костер"

«Друзья, не цените меня, во что бы вы меня не оценили – я оценю себя точнее.
Но любите меня, ибо так нежно любить себя, как я бы хотела, мне не даете вы, которых я люблю».
М.И. Цветаева

Биография

«О мир, пойми! Певцам во сне открыты закон звезды и формула цветка…»
М.И. Цветаева

Марина Ивановна Цветаева - русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века. Родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве (Российская империя). Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии -полька Мария Лукинична Бернацкая.
Марина начала писать стихи - не только на русском, но и на французском и немецком языках - ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе. В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах). В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила ее сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а ее пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой». В 1914 г. Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в возрасте 3-х лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским. В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.
В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину.10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась), оставив три записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Записка сыну: Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.
Записка Асеевым: Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!
Записка «эвакуированным»: Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится её затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие. В то же время Анастасия Цветаева утверждает, что могила находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. В эмиграции она написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: „Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева“». Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни — вот места души моей».
На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962, но затем памятник был убран «во избежание», и позже в более спокойные времена восстановлен. Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.
Отпевание состоялась в день пятидесятилетия кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Документальные фильмы:
Марины Голдовской 1989 года «Мне девяносто лет, ещё легка походка…» об Анастасии Цветаевой и её воспоминаниях о Марине Цветаевой.
Андрея Осипова «Страсти по Марине» 2004 года, получивший приз «Золотой Витязь», премию «Ника» за лучший документальный фильм 2004 года.
Александры Свининой «Парижская элегия: Марина Цветаева» 2009 года.
Исторические хроники 1972. Цветаева.

Художественные фильмы:
«Очарование зла» (2005 год). Режиссер М.Козаков. Фильм повествует о жизни русской эмиграции в Париже в начале 30-х годов ХХ века. В киноленте затронута жизнь Марины Цветаевой в Париже, показано сотрудничество Сергея Эфрона с органами ОГПУ и его бегство в СССР.

Музеи Марины Цветаевой:
Музей Цветаевых в Тарусе, на берегу Оки установлен памятник Марине Цветаевой, автор которого Борис Мессерер.
Музей Марины Цветаевой в Москве.
Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшеве в Королёве.
Тарусский музей семьи Цветаевых.
Дом-музей семьи Цветаевых в Иванове, с. Ново-Талицы.
Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александров Владимирской области.
Литературно-художественный музей М. Цветаевой в Башкортостане, с. Усень-Ивановское.
Мемориальный комплекс Марины Цветаевой в Елабуге.
Музей Марины и Анастасии Цветаевых г. Феодосия (АР Крым, Украина).
 

1-й раздел: «Стихи растут как звезды, и как розы…»

               Книги М.И. Цветаевой                     В поте – пишущий, в поте – пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огонь, над кудрями пляшущий, –
Дуновение – вдохновения!
                                                 М. Цветаева

 

 

 

 

2-й раздел: «Если Душа родилась крылатой…»

           Книги о М.И. Цветаевой                        Хорошо быть красивыми, быстрыми
И, кострами дразня темноту,
Любоваться безумными искрами,
И как искры сгореть – на лету!
                                            М.Цветаева

 

 

 

 

3-й раздел: «Мне имя – Марина»

         Фотографии из архива М.И. Цветаевой    – К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
                                                    М. Цветаева

Библиография о творчестве М.И. Цветаевой:

  • Азейнштейн, Е. "Вместо мозгового полушария – звездное" / Е. Азейнштейн // Литературная учеба. – 2007. – N 5. – С. 72-77.
  • Айдинян, С. "Аллеи дремали задумчивым сном" / С. Айдинян // Литературная учеба. – 2007. – N 5. – С. 78-85.
  • Айзенштейн, Е. Как луна одна сквозь льды окна / Е. Айзенштейн // Нева. – 2009. – №10. – С. 181-187.
  • Аннинский, Л. Эфронт Марины Цветаевой / Л. Аннинский // Юность. – 2007. – № 7. – С. 22-34.
  • Бахор, Т.А. "И что тому костер остылый..." / Т.А. Бахор // Уроки литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". – 2007. – № 6. – С. 14-16.
  • Белкина, М.И. Скрещение судеб / М.И. Белкина. – М.: Книга, 1988. – 464 с.: ил.
  • Белякова, О.Н. Поэтический мир Марины Цветаевой / О.Н. Белякова // Последний звонок. – 2005. – № 8. – С. 14-15.
  • Бродский о Цветевой: интервью, эссе / ред. А. Райская, Т. Киселева. – М.: Независимая газета, 1998. – 208 с.: ил. – (Литературоведение).
  • Геворкян, Т. Мифы и догадки при свете фактов / Т. Геворкян // Вопросы литературы. – 2006. – № 5. – С. 248-283.
  • Григорьева, О. "По указке петь не буду сроду..." / О. Григорьева // Наш современник. – 2010. – N 1. – С. 262-271.
  • Дайс, Е. Марина и Орфей / Е. Дайс // Нева. – 2006. – № 8. – С. 185-197.
  • Данильева, Г. Дом окнами в вечность / Г. Данильева // Литературная учеба. – 2007. – N 5. – С. 58-63.
  • Джалагония, В. Марина Цветаева. Тайна взгляда / В. Джалагония // Эхо планеты. – 2006. – № 4. – С. 20-25.
  • Дутли, Р. Муха в янтаре. (Перевод как магический акт. Заметки о поэтике перевода) / Р. Дутли // Вопросы литературы. – 2009. – № 2. – С. 86-108.
  • Есипов, В. " А чара – и не то заставит..." / В. Есипов // Октябрь. – 2008. – № 6. – С. 174-183.
  • Жигалова, М.П. Картина мира в художественном произведении / Мария Петровна Жигалова // Веснік адукацыі. – 2011. – № 9. – С. 37-47.
  • Зубова, Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: лингвистический аспект / Л.В. Зубова. – Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1989. – 264 с.
  • Каган, Ю.М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели / Ю.М. Каган. – М.: Отечество, 1992. – 240 с.: ил.
  • Квятковский, Е.В. Марина Ивановна Цветаева / Е.В. Квятковский // Искусство и образование. – 1998. – N 2. – C. 4-12.
  • Киперман, Ж. "Пророк" Пушкина и "Сивилла" Цветаевой / Ж. Киперман // Вопр.лит. – 1992. – Вып.3. – С.94-114.
  • Клинг, О.А. М.И. Цветаева до Елабуги: крушение картины мира / О.А. Клинг. – Филологические науки. – 2011. – № 1. – С. 3-13.
  • Лисовская, Е.А. Моя Марина Цветаева. ХІ' класс / Е.А. Лисовская // Русский язык и литература. – Серия "У дапамогу педагогу". – 2009. – № 4. – С. 13-17.
  • Лосская, В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников / Вероника Лосская. – М.: Культура и традиции, 1992. – 348 с.
  • Макашева, С.Ж. О некоторых особенностях лирики М.И. Цветаевой / С.Ж. Макашева // Литература в школе. – 2005. – № 12. – С. 2-5.
  • Маслова, В.А. Марина Цветаева над временем и тяготением / В.А. Маслова. – Мн.: Экономпресс, 2000. – 223 с.
  • "Мне имя – Марина" // Литературная учеба. – 2007. – N 5. – С. 56-57.
  • Павловская, Г.Ч. Код творчества в поэме М. Цветаевой Молодец" / Г.Ч. Павловская // Народная асвета. – 2005. – № 7. – С. 41-44.
  • Павловская, Г.Ч. "Работа над словом-работа над собой" / Г.Ч. Павловская // Народная асвета. – 2000. – N 3. – С. 92-102.
  • Павловский, А. Куст рябины: о поэзии Марины Цветаевой: монография / А. Павловский. – Л.: Сов. писатель, 1989. – 352 с.: ил.
  • Поликовская, Л. Поэт Марина Цветаева и литератор Сергей Эфрон / Л. Поликовская // Литературная учеба. – 2007. – N 5. – С. 64-71.
  • Похомова, Л.Е. Горит Цветаевский костёр. Библиотека Серебрянного века в Елабуге / Л.Е. Пахомова. – Библиотечное дело. – 2011. – № 16. – С. 2-6.
  • Русская классика об Античности // Гiсторыя: праблемы выкладання. – (Серыя "У дапамогу педагогу". – 2009. – № 3. – С. 62-64.
  • Саакянц, А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / А. Саакянц. – М.: Эллис Лак. – 1997. – 816 с.
  • Саакянц, А.А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества. (1910-1922) / А.А. Саакянц. – М.: Советский писатель, 1986. – 352 с.: ил.
  • Савельева, В.В. "Ко всем протягиваю руки" / В.В. Савельева // Русская речь. – 2010. – № 3. – С. 22-30.
  • Смирнов, М. " Я люблю живую ткань жизни" / М. Смирнов // Новый мир. – 2007. – № 10. – С .129-141.
  • Тимошенко, О.В. А.С. Пушкин в творческом сознании М. Цветаевой / О.В. Тимошенко // Филологические этюды. – 2001. – Вып.4. – С. 47-50.
  • Цветаева, А. Анастасия Цветаева – Анне Герман / А. Цветаева // Встреча. – 2004. – № 9. – С. 44-47.
  • Цветаева, А.И. Воспоминания / А.И. Цветаева. – 3-е изд., доп. – М.: Советский писатель, 1983. – 768с.: ил.
  • Цветаева, М. О сыне / М. Цветаева // Литературная учеба. – 2007. – N 5. – С. 86-90.
  • Цветаева, М. Философия портрета:от иконы до авангарда / М.Н. Цветаева // Философские науки. – 2005. – № 9. – С. 67.
  • Цветаева, М. Я в грудь тебя целую, Московская земля! / М. Цветаева // Москва. – 2007. – № 9. – С .3-7.
  • Швейцер, В. Быт и бытие Марины Цветаевой / В. Швейцер. – М.: Интерпринт, 1992. – 544 с.: ил.
  • Щербинина, О. Цветаева.Живой звук / О. Щербинина // Нева. – 2007. – № 10. – С. 190-198.
  • Эфрон, А. О Марине Цветаевой: воспоминания дочери / А.С. Эфрон. – М.: Советский писатель, 1989. – 480 с.: ил.

(ОБЩИЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ БИБЛИОТЕКИ)