Минская областная библиотека им. А.С. Пушкина Минская областная библиотека им. А.С. Пушкина

Форма поиска

Вы здесь

«Я прошу не о вечном блаженстве…»

90 лет со дня рождения Булата Окуджавы – писателя, поэта, барда 

Глядзець іншыя электронныя выставы

 

«Я вам описываю жизнь свою...»

«У поэта соперников нету
Ни на улице и ни в судьбе,
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас – о себе.

То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Всё что было его, - нынче ваше.
Всё - для вас. Посвящается вам»

Б.Окуджава 

 

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

Булат Окуджава перенес операцию на сердце в США. Скончался 12 июня 1997 после краткой тяжелой болезни в Париже. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

 

Булат Окуджава и Владимир Высоцкий

              Когда Высоцкий только-только начинал писать свои первые песни, имя Булата Окуджавы было уже известно всей стране. Основоположник жанра авторской песни родился 9 мая 1924 года. В 42-м ушел добровольцем на фронт. Был дважды ранен. В 50-м окончил филологический факультет Тбилисского университета, стал работать учителем в глухом селе под Калугой, потом перебрался в город, работал в прессе. Начал в калужской областной газете «Молодой ленинец» заведующим отделом пропаганды. Первый сборник его стихов «Лирика» издан в 1956 году в Калуге. В 59-м году вышла его вторая книга стихов, а 24 октября 1961 года Б.Окуджаву приняли в Союз писателей.

              «Хотя у меня и до этого были песни, началом своей работы под гитару я считаю осень 1956 года. Именно тогда у меня возникла потребность обнародовать себя. Я мечтал вечером приходить на Тверской бульвар и петь свои песни», — рассказывал Окуджава. Мне сказали: «Ты что, с ума сошел — заберут!» И я забыл про эту идею. Но потребность осталась. И тут появились магнитофоны — такое счастливое стечение обстоятельств. Благодаря им поэзия распространялась с огромной скоростью...»

              С первых же песен 1957 года Окуджаву запела сначала Москва, а вскоре и вся страна. Хотя выступил он в одном ряду с «громкой» поэзией «шестидесятников» (Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского), его обособленность — несомненна.

              Вроде бы поначалу все шло гладко. В конце 60-го года песни Окуджавы впервые прозвучали по радио. В журнале «Пионер» (1961 г., № 2) были напечатаны ноты «Песенки о веселом барабанщике», и песню стали исполнять пионерские хоры по всей стране. В апреле 61-го на «Мелодии» Окуджава записал семь песен для пластинки, но... Первый миньон с песнями Окуджавы вышел в исполнении других исполнителей — В.Трошина, М.Кристалинской, О.Анофриева.

              «Сначала, конечно, я ни о чем таком не думал, — вспоминал Окуджава через много лет, — я писал песенки для себя и моих друзей. Потом я с удивлением узнал, что они распространяются на магнитофонах. Потом меня начали поносить. Я это воспринимал с удивлением, потому что писал для себя. И вдруг кому-то это доставляет неудовольствие. Потом узнал о том, что стал опасен и вреден. Гитаристы обвиняли меня в бездарности, композиторы — в отсутствии профессионализма, певцы — в безголосье, а все вместе — в наглости, нахальстве, пошлости. А официальные лица — в пессимизме, в антипатриотизме, в пацифизме...»

              14 ноября 1961 года Окуджава выступил в Ленинграде, во Дворце работников искусств им. Станиславского на Невском, 86. В интервью 1992 года он вспоминал: «Позвонил директор Дворца искусств Михаил Сергеевич Янковский и попросил выступить у них. Для меня это была большая честь. Приехал. Ажиотаж страшный, а я этого всегда боюсь, у входа — столпотворение, милиция, в зале — Товстоногов, Акимов, Райкин и еще много других, перед чьим авторитетом трепетал... Но прошло все хорошо».

              Через две недели после концерта, 29 ноября, в ленинградской «Смене» появилась статья Игоря Лисочкина «О цене "шумного успеха"». Ее почти сразу (5 декабря) перепечатала «Комсомольская правда». В частности, И.Лисочкин писал: «...Двери Дворца были в этот день уже, чем ворота рая. Здесь рвали пуговицы, мяли ребра и метался чей-то задавленный крик: «Ой, мамочка!»

              Булат Окуджава — московский поэт... О какой-либо требовательности поэта к самому себе говорить не представляется возможным. Былинный повтор, звон стиха «крепких» символистов, сюсюканье салонных поэтов, рубленый ритм раннего футуризма, тоска кабацкая, приемы фольклора — здесь перемешалось все подряд. Добавьте к этому добрую толику любви, портянок и пшенной каши, диковинных «нутряных» ассоциаций, метания туда и обратно, «правды-матки» — и рецепт стихов готов. Как в своеобразной поэтической лавочке: товар есть на любой вкус, бери что нравится, может, прихватишь и что с боку висит.

              ...Дело тут не в одной пестроте, царящей в творческой лаборатории Окуджавы. Есть беда более злая. Это его стремление и, пожалуй, умение бередить раны и ранки человеческой души, выискивать в ней крупицы ущербного, слабого, неудовлетворенного... Позволительно ли Окуджаве сегодня спекулировать на этом? Думается, нет! И куда он зовет? Никуда...»

              Пройдет всего семь лет, и будут писать подобные заказные статьи о песнях Высоцкого... «Нелояльность» Окуджавы станет приемлемой, терпимой, и идеологический огонь направят на новую «аморальную, блатную, безыдейную и попросту вредную личность» — Владимира Высоцкого. Пройдут еще годы, и критики уйдут в небытие, а имена поэтов Окуджавы и Высоцкого будут помнить и их песни — слушать. Да, история все-таки все ставит на свои места.

              Через пару лет власти сменили гнев на милость. Сам Окуджава объяснял это так: «После многих лет всяческих гонений на меня, всяческих «придерживаний» появились люди типа Солженицына и других диссидентов, на которых обрушился гнев государства, и на их фоне я показался уже своим. Меня стали пускать за границу, широко печатать».

              Высоцкий познакомился с песнями Окуджавы в начале 60-х годов: «Вскоре после окончания студии Художественного театра — молодым еще человеком — я услышал пение Окуджавы, по-моему, это было в Ленинграде во время съемок. Его песни произвели на меня удивительное впечатление не только своим содержанием, которое прекрасно, но и тем, что, оказывается, можно в такой вот манере излагать стихи.

              И действительно, я считаю его своим крестным отцом, он меня подтолкнул. Я к тому времени много написал стихов и вдруг увидел, что возможно, взяв инструмент, написав ритмическую основу к этим стихам, еще больше усилить воздействие этих стихов на зал. Вот так я взял некоторые вещи под рояль, под аккордеон, потом все как-то выкристаллизировалось и упростилось до гитары».

 

Б.Окуджава "Музыка души"

              Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово. Концерт эстрадного артиста - это всегда показ. Творческий вечер автора - это прежде всего форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии.

              Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Когда-то, обращаясь к Москве, я писал: „Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом". О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить.

              Сегодня авторская песня вступила с эстрадой в соперничество, а соперники всегда подстраиваются, подлаживаются друг под друга. И они стали перенимать чужие черты, вплоть до манеры держаться. Авторская песня из-за включения в систему массовой культуры стала терять если не свое лицо, то какие-то важные черты... Масса издержек, масса вторичного. И в этом бурном потоке часто размываются истинные удачи. Я жду появления новых значительных имен, молодых интересных поэтов. Вот ради этих удач - пусть и с таким опозданием - и надо поддерживать всех этих людей. Поддерживать движение ради единиц, настоящих талантов, отделяя зерна от плевел, ставя все на свои места. В пору серьезных сдвигов в обществе они не могут не появиться. Поэты нашего поколения продолжают шуметь с переменным успехом и нынче. Когда придут новые? Через пять лет, или, может быть, завтра? А может быть, уже в данном сборнике звучит их голос? Поживем - увидим...

Булат ОКУДЖАВА
"Наполним музыкой сердца", М.: "Советский композитор", 1989 г., С. 3-4.


Книги Булата Окуджавы
«Мы сами сочиняем себе и песни, и судьбы...…»

«Я вам описываю жизнь свою, и больше никакую.
Я вам описываю жизнь свою, и только лишь свою.
Каким я вижу этот свет, как люблю и протестую,
всю подноготную живую у этой жизни на краю…»

Б. Окуджава

хостинг картинок

1. Окуджава, Б. Посвящается вам: Стихи/ Булат Окуджава. - Москва: Советский писатель. 1988. – 144с.

хостинг картинок

2. Окуджава, Б. Чаепитие на Арбате / Булат Окуджава. - Москва: Корона-Принт. 1998. – 576с.

хостинг картинок

3. Окуджава, Б. Стихотворения / Булат Окуджава. - Москва: Советский писатель. 1984. – 272с.

хостинг картинок

4. Окуджава, Б. Мотыль В. Женя, Женечка и Катюша / Булат Окуджава, Владимир Мотыль. – Москва: Искусство. 1968. – 87с.

хостинг картинок

5. Окуджава, Б. Глоток свободы. Повесть о Павле Пестеле / Булат Окуджава. – Москва: Политиздат. 1971. – 360с.

хостинг картинок

6. Окуджава, Б. Избранная проза / Булат Окуджава. – Москва: Известия. 1979. – 512 с.

хостинг картинок

7. Окуджава, Б. Повести и рассказы / Булат Окуджава. – Москва: Фирма Арт. 1992. – 304 с.

хостинг картинок

8. Окуджава, Б. Свидание с Бонапартом / Булат Окуджава. – Москва: Советский писатель. 1985. – 288с.

хостинг картинок

9. Окуджава, Б.Ш. Путешествие дилетантов: Из записок отставного поручика Амирана Амилахвари / Булат Окуджава. – Москва: Современник. 1990. – 496с.

хостинг картинок

10. Окуджава, Б. Путешествие дилетантов: Из записок отставного поручика Амирана Амилахвари / Булат Окуджава. – Москва: Советский писатель. 1980. – 544с.

хостинг картинок

11. Окуджава, Б.Ш. Путешествие дилетантов / Булат Окуджава. – Москва: Известия. 1986. – 560с., ил.

хостинг картинок

12. Окуджава, Б.Ш. В Барабанном переулке. Стихи. Песни. Воспоминания / Булат Окуджава. – Екатеринбург: У-Фактория. 2007. – 256с.

хостинг картинок

13. Окуджава, Б. Стихотворения / Булат Окуджава. - Москва: Эксмо. 2012. – 384с.

хостинг картинок

14. Окуджава, Б. Арбат, мой Арбат / Булат Окуджава. – Москва: Советский писатель. 1976. – 128с.

 


Книги о Булате Окуджаве
«На арбатском дворе - и веселье, и смех...…»

«Былым защитникам державы, 
Нам не хватало Окуджавы…
Когда во всех концах державы,
Магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы,
Страна влюбилась в них, хотя
Какая брань, какие клички
Тем песням выпали в свой срок…»

Юрий Румянцев

хостинг картинок

1. Голос надежды: Новое о Булате. Вып. 3/ Сост. А.Е.Крылов. - Москва: Булат, 2006. – 544с., ил.

хостинг картинок

2. Мархасев, Л. Серенада на все времена. Книга о русском романсе и лирической песне. Рассказы, заметки, впечатления. – Ленинград: Советский композитор, 1988. – с. 111-116.

хостинг картинок

3. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне /Сост. Л.П.Беленький – Москва: Молодая гвардия, 1990. - с. 54-75.

хостинг картинок

 4. Андреев, Ю.А. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – с.141-155.

хостинг картинок

5. Эстрада в России. ХХ век. Лексикон. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. – с. 414 – 415.

 


Песни на стихи Булата Окуджавы
«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…»

«Ах Арбат, мой Арбат, ты – мое Отечество,
Никогда до конца не пройти тебя!»

Б. Окуджава

«Пускай моя любовь как мир стара,-
Лишь ей одной служил и доверялся
Я – дворянин с арбатского двора,
Своим двором введенный во дворянство…»

Б. Окуджава





«Совесть, благородство и достоинство –
вот оно, святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век,
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек.»

Б. Окуджава

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
ведь это все счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью -
Поскольку грусть всегда содействует с любовью,
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая -
тем более, что жизнь короткая такая.»

Б. Окуджава





1. Голос надежды: Новое о Булате. Вып. 3/ Сост. А.Е.Крылов. - Москва: Булат, 2006. – 544с., ил.
2. Мархасев, Л. Серенада на все времена. Книга о русском романсе и лирической песне. Рассказы, заметки, впечатления. – Ленинград: Советский композитор, 1988. – с. 111-116.
3. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне /Сост. Л.П.Беленький – Москва: Молодая гвардия, 1990. - с. 54-75.
4. Андреев, Ю.А. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – с.141-155.
5. Эстрада в России. ХХ век. Лексикон. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. – с. 414 – 415.
6. Макарова, Б. «Я обнимаю всех живых…» (вечер, посвященный творчеству Булата Окуджавы) /Б.Макарова// Воспитание школьников. – 2005. - №4. – с. 72 – 77.
7. Столяр, А.В., Степанюченко, М.С. «Я прошу не о вечном блаженстве…» (сценарий литературного вечера, посвященного жизненному и творческому пути Булата Окуджавы) /А.В. Столяр, М.С. Степанюченко//Русский язык и литература. – 2007. - №7(94). – с. 37 – 43.
8. Зархи, С.Б. «Давайте друг другом восхищаться!» (литературно-музыкальная композиция по творчеству Б. Окуджавы) /С.Б.Зархи// Библиотека. – 2004. - №4. – с. 78- 82. Савченко, Б.А. Авторская песня.- Москва: Знание, 1987. – 56с. – Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; №7).


Глядзець іншыя электронныя выставы